Пн - Чт 10:00 - 19:00

Пт 10:00 - 17:00

+7 (495) 777-84-26

info@buhbudjet.ru

Главная > Блог  > Бизнес  > Самостоятельная регистрация ИП

Самостоятельная регистрация ИП

Если вы на постоянной основе занимаетесь какой-то деятельностью и получаете от этого доход, то стоит задуматься над тем чтобы узаконить свой бизнес. Это позволит вам получить статус индивидуального предпринимателя или открыть фирму. Если продолжить вести свою деятельность без регистрации, за это могут оштрафовать и начислить налоги, которые придется уплатить.

Проще всего зарегистрироваться в качестве ИП. Такой вариант подойдет, если вы что-то делаете лично или с наемными работниками, но без партнеров. У ИП понятнее учет, меньше отчетности, можно сэкономить на налогах и при необходимости быстрее все закрыть.

Пошаговая инструкция для регистрации ИП:

1. Определиться с видом деятельности

Когда физическое лицо решает стать предпринимателем, первое, с чем стоит определиться – это вид деятельности, а  также выбор соответствующих кодов. ИП может выбрать несколько видов деятельности, а заниматься чем-то одним. Потом можно подключить другие направления, а можно добавить вид деятельности, который раньше вообще не выбирали. Но важно выбрать то направление, которое будет для ИП основным. От этого зависит какие налоги Вы будете платить и какие лицензии и разрешения необходимо будет получить, например, торговля ювелирными изделиями требует получение специальной лицензии без которой данная деятельность признается незаконной.

Вид деятельности выбирают из справочника ОКВЭД. Это специальный классификатор с названиями и кодами. Код указывают в документах на регистрацию.В форме заявления на регистрацию ИП можно внести более 50 кодов, один из которых является  основным, а остальные вспомогательные.

Выбрать вид деятельности (ОКВЭД).

2. Выбор системы налогообложения

От этого напрямую зависит какой процент будет уплачивать предприниматель и какую отчетность необходимо сдавать. Если ИП не выбрал спецрежим, то по умолчанию выбирается ОСНО.

Систему налогообложения желательно выбирать, проконсультировавший с бухгалтером, так как легко ошибиться и можно заплатить больший процент со своих доходов или сдавать больше отчетности.

Индивидуальный предприниматель может выбрать любую из пяти систем налогообложения:

  1. ОСНО (основная система налогообложения) — плюсов только один — используя этот вид можно даже нефтью торговать. Для ИП на ОСНО нет никаких ограничений в виде деятельности, размере дохода или количестве работников. Ну и, естественно, это самая дорогая система, и самая сложная. Налоговая нагрузка с доходов равна 13%, кроме этого, придется платить такой серьезный платеж, как НДС. Его ставка зависит от вида деятельности, продаваемых товаров, работ, услуг и колеблется от 0% до 20%. И отчитываться по НДС придется раз в квартал. Подходит эта система лишь тем, кто в силу своего вида деятельности не может использовать иные режимы, или тем, у кого поставщики на НДС. И как крупные поставщики, они не работают с ИП — неплательщиками НДС, например.
  2. УСН (упрощенная система налогообложения) — простенькая, выбираемая большинством новоиспеченных бизнесменов. Вариации этого режима — платим единый налог или только с денежных поступлений, или платим налог с доходов за минусом расходов. Естественно, при первом варианте ставка налога колеблется от 1% до 6% (в зависимости от региона), при втором варианте ставка налога имеет шкалу от 3% до 15% (также имеет значение регион). Если выберете второй вариант и будете работать специально в убыток в надежде сэкономить — не получится. При убыточном бизнесе единый налог платится в размере 1% от оборота. УСН «доходы» выгоден обычно тем, кто оказывает услуги и не имеет больших расходов, связанных с ведением бизнеса. Предприниматели, занимающиеся производством или торговлей, выбирают УСН «доходы минус расходы». Естественно, потому, что рентабельность данных видов деятельности гораздо ниже, чем при услугах.
  3. ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог)— сродни УСН «доходы», но работать на нем могут лишь только сельхозпроизводители, рыборазводные предприятия, те, кто держит фермы пушных зверьков, разводит виноградных улиток или морских устриц и т.д. Ставка ЕСХН составляет 6% от разницы между доходами и расходами.
  4. ЕНВД (единый налог на вменённый доход) — налоговый режим, где оброк рассчитывается не от полученного заработка, а от того, которое государство «вменило» предпринимателю, то есть за него рассчитало, какой профит он должен получать и утвердило ставку платежа с этого дохода, равную 15%. Не всем он подходит, так как имеет жесткие ограничения по видам деятельности. Запрещен для производственников, оптовиков, строителей. Разрешен в основном для перевозок, розничной торговли, бытовых услуг.
  5. ПСН (патентная система налогообложения) — одна из всех, на которой могут работать только ИП. Сродни ЕНВД — ставкой 6% облагаются денежные поступления, которые государство ожидает от деятельности бизнесмена. Примерно такой же список разрешенных видов деятельности. И плюсом идет мелкое производство: валяных изделий, некоторых продуктовых товаров, очков, печатной продукции, инвентаря, ковров и т. д. (Весь список патентов для ИП на 2019 год можно посмотреть тут)

Подробнее про выбор системы налогообложения читайте в нашей статье

3. Подача документов на регистрацию

Документы необходимые для регитсрации ИП:

  • заявление на регистрацию по форме Р21001 — 1 экз.;
  • квитанция об оплате госпошлины — 1 экз.;
  • копия российского паспорта, если вы гражданин РФ — 1 экз.;
  • уведомление о переходе на УСН — 2 экз.
  • копия временного разрешения на пребывания или регистрации — 1 экз.

В случае, когда  документы подаются в электронном виде через онлайн сервис, подписывать их не нужно. Если же документы подаются в бумажном виде, то заявление подписывается заявителем непосредственно во время подачи документов сотруднику регистрирующего органа и при предъявлении паспорта. Документы могут быть поданы по доверенности, но  подпись заявителя в заявлении необходимо обязательно удостоверять нотариально. Скреплять документы с июля 2013 года не нужно. Если заявление на регистрацию ИП удостоверяет нотариус, то в этом случае заявление будет сшито.

Главным документом при регистрации будет являться именно заявление, заполняемое по форме Р21001. Наибольшее количество отказов в регистрации происходит именно из-за ошибок в заполнении этого заявления, поэтому стоит очень внимательно отнестись к этому. Заполняется этот документ вручную либо при помощи соответствующего программного обеспечения или сервиса на компьютере. Также еще потребуется копия паспорта.

Весь комплект документов можно подать через сервис госуслуг, перейдя по данной ссылке. Чтобы воспользоваться сервисом понадобится подтвержденная учетная запись или усиленная квалифицированная электронная подпись. При подаче документов в электронном формате, а также через МФЦ или нотариуса, госпошлину платить не нужно — пп. 32 п. 3 ст. 333.35 НК РФ.

Еще один способ подачи документов — личное посещение ФНС. Сделать это можно самостоятельно, что значительно увеличит опыт предпринимателя и позволит лучше ориентироваться в некоторых вопросах касаемо ИП. Стоимость регистрации в таком случае будет составлять 800 рублей за оплату государственной пошлины, а также расходы на открытие расчётного счёта и изготовление печати. То есть в целом придётся потратить от 1300 до 3800 тысяч рублей.

5. Получение документов о регистрации

Срок регистрации ИП составляет одну неделю, т.е. не более 5 рабочих дней. Дата выдачи документов обычно указывается в расписке, выдаваемой после приёма документов сотрудником регистрирующего органа, и с которой необходимо прийти  назначенный день. Отказать в регистрации могут только по какому-то из оснований, указанных в законе. Например, если неправильно заполнены документы. Иногда достаточно исправить ошибку и подать их заново.

Предпринимателю выдаётся выписка из единого реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). Свидетельство о регистрации сейчас не выдают. В случае обнаружения ошибок в документах, например, в написании фамилии, необходимо сразу же составить протокол разногласий. Более позднее выявление ошибок может повлечь их исправление через платную процедуру внесения изменений в сведения об ИП.

6. После регистрации

При регистрации ИП не нужно самостоятельно вставать на учет в Пенсионном фонде и Фонде обязательного медицинского страхования — это происходит автоматически. Предприниматель платит ежегодные взносы за себя, но никакие документы в фонды за себя не оформляет и не сдает.

Открытие расчётного счёта — не является обязательной процедурой и по законодательству можно работать без него. Если предприниматель собирается работать в B2B сфере, то наличие расчетного счета значительно облегчает жизнь. Также он может пригодится, если сфера деятельности связана с оказаниями услуг юридическим лицам.